суббота, 1 августа 2015 г.

Как дать волю интуиции и подсознательной мудрости?

Источник.
Автор: Ольга Скребейко
Книжный сомелье, профессиональный коуч, соосновательница компании LevelUp.
skrebeyko.com
facebook.com/olga.skrebeyko
skrebeykoolga
instagram.com/nyonechka

Метафорические ассоциативные карты в работе с собой и другими.

Первая встреча с этими красочными картинками состоялась у меня несколько лет назад, когда моя подруга и коллега Маша принесла колоду с развеселыми жителями индейского племени («Морена»). И провела со мной короткую сессию. Впервые во время коуч-сессии я включала не ум и логику, а какие-то другие опции. Я смотрела на загорелых, крепких и веселых жителей племени — и рождались чувства, ассоциации, включались эмоции. Это была совсем другая работа. Более глубокая и настоящая.

Потом я стала изучать метафорические карты как инструмент для своей практики, читала о том, как психологи используют их в своей работе, исследовала уникальные случаи исцеления (физического и эмоционального) с помощью карт. И посчитала этот инструмент чересчур серьезным для себя.

Но периодически карты возвращались в мою жизнь. Колода TanDoo об отношениях ассоциируется у меня с солнечным летом — мы с Машей загорали на даче и говорили о важном. В помощь себе мы взяли TanDoo, а в этой колоде есть два типа карт: красивые, схематически прорисованные картинки с мужчинами и женщинами в разных необычных ситуациях и положениях и небывалые дорожные знаки. Я помню карты, которые я вытащила тогда, помню свои ощущения от этих карт.

С того лета я начала играть с метафорическими картами. Сначала в своих закрытых группах, где я проводила разные программы, а потом и в своем живом журнале: я предлагала темы для исследования, а к ним прикладывала разные колоды, а участницы озвучивали запрос и называли цифры — и получали карту для своей ситуации. А потом писали ассоциации, которые первыми приходили на ум. И эта работа-игра развернулась в полную силу. На основе всех проведенных в моем ЖЖ игр (и тех игр, которые я проводила в гостевом формате — в гостях у других блоггров) можно написать целую диссертацию.

Люди очень индивидуально реагируют на карты, глядя на одну и ту же картинку, кто-то видит что-то очень темное и страшное, а другой — что-то вдохновляющее и прекрасное. Практически все получают очень нестандартные, красивые и изящные ответы на свои запросы — или находят поддержку в своих мыслях и намерениях.

Почему так происходит, и как работают карты? Давайте рассмотрим виды и типы карт, способы работы с ними (в том числе для самоисследования) и ответим на ряд других вопросов.
Откуда взялись карты?

Есть целое семейство метафорических ассоциативных карт, которые выпускаются под названием «Оh-cards» (oh-cards.com и oh-cards.ru). Мне было очень любопытно узнать, что изначально колоды карт формировались по полотнам известных художников: Поля Гогена («Таити»), Иеронима Босха («Босх»). И карты эти печатались для любителей искусства.

«Искусство принимает совершенно другие, более доступные формы, и в компактной форме карточных колод максимально приближается к обычным людям. Если при созерцании монументальных полотен человек играет пассивную роль, то созерцание того же произведения в карточном формате может пробудить у человека собственный творческий импульс... Произведение искусства возникает не только в момент создания его автором, но и каждый раз рождается заново при его восприятии каждым конкретным зрителем, который, таким образом, тоже приобщается к процессу творения».

Здесь и далее — цитаты из книги Вальтрауда Киршке «Клубника за окном»

Самая первая колода «О» («Oh») задумывалась именно в аспекте «Искусства в карточном формате», но потом оказалось, что карты больше пригодны как идеальный инструмент для терапии, самоисследования и развития творчества.
Почему ассоциативные карты так хорошо работают?

У нашего ума есть «проверочный список», который он выдает в ответ на любой вопрос. Первые мысли, которые приходят в голову — это социально одобренные или социально значимые решения. Или же кем-то навязанные или накрепко засевшие в голове стандарты. И когда вопросы задаются напрямую, в лоб, ум сначала пробегается по этому списку — а ничего нового в нем нет! Новых, ярких решений, инсайтов, открытий — нет! Сознательный ум консервативен, ему сложно искать новое и выходить из зоны комфорта.

Все новое, вкусное, интересное находится в бессознательном — там, где живет интуиция. Чтобы включать бессознательный разум, чтобы искать в нем нетривиальные решения, нужно мастерство и умение, нужны игры, метафоры и ассоциации. И карты — отличный способ «отключаться» от сознательного (потому что прямых ответов на карте не найти) и подключаться к бессознательному и творческому.

В работе с картами включается «сила спонтанного диалога между двумя полушариями мозга: благодаря совместной работе этих противоположных начал пробуждается интуиция и рождается оптимальное решение».
В каких ситуациях используются ассоциативные карты?
В терапевтической работе с детьми и молодежью
В психотерапии взрослых
При повышении квалификации и в наставничестве
В групповых тренингах на креативность, коммуникабельность и развитие навыков руководителей
Для работы со снами
Как средство для тренировки интуиции и внутреннего голоса (для самостоятельной работы или игры в компании)

«Карты для самопознания могут выявить способность создания собственных историй в повествовательной игре вместе с другими рассказчиками». С колодами карт можно играть в любопытнейшие игры, придумывая рассказы и истории, а потом рассматривая в этих историях себя. Сейчас существует множество игр, построенных на работе с ассоциациями: например, Имаджинариум или Диксит.

«Карточные игры учат нас размышлять о самих себе, они учат нас раскрепощению и высвобождают наш творческий потенциал». В современном мире как никогда нужно умение быстро реагировать на любые изменения ситуации спонтанно, креативно и интуитивно. В играх с ассоциативными картами как раз и вырабатывается такое умение. А еще тренируются гибкость и фантазия, которые нужны в повседневной жизни при возникновении непредвиденных ситуаций.

«Игры с ассоциативными картами учат нас смотреть в будущее открыто и без страха». Если мы в игре можем принять решение в неожиданной для нас ситуации и соответственно отреагировать, то и в жизни мы сможем смело идти навстречу новому и неожиданному и справляться с ним спонтанно, творчески и интуитивно.

А еще с помощью метафорических карт можно... взять интервью! И получится интересный материал, как это вышло у нас с Валентиной Габышевой.
Виды и типы карт

Я бы поделила карты вот так:
карты с рисунками (абстрактными или конкретными)
карты с рисунками и словами (но рисунок играет ведущую роль)
карты со словами (рисунок — как фон или как дополнение)

В семействе «Oh-cards» мне нравятся следующие колоды:
Уже упомянутая мной «Морена»

«Здесь живо воспоминание о чудесном времени, когда люди еще не выделились из прочего животного мира и чувствовали свое единство со всем живущим. Особенность народа Шингу состоит в том, что он продолжает жить в таком единстве, тогда как для нас, современных людей, это только красивая иллюзия. Гармония жизни, в которой человек является частью окружающей его природы, видна в каждой картине Вальде Мара. Игроку предоставляется возможность найти в самом себе эту гармонию. Если это получается, значит, нам удалось еще сохранить свою детскость, которая отваживается мечтать».

В колоде «Морена» есть сцены из жизни обитателей тропических лесов, а есть карты с разными следами. «Следы являются отпечатками событий. Ступить в чьи-то следы означает делать то же, что и оставивший следы, жить так же, как он. Мы, по сути, это и делаем, разглядывая картинки „Морена“ — ступаем в следы людей, живущих такой жизнью, о которой мы бессознательно тоскуем, и которой мы с удовольствием сами бы жили».
Карты «Экко»
Совсем другая работа с картами: участники включатся в творческий процесс!

Абстрактная живопись: карту предлагается положить на чистый лист бумаги и... раскрасить белый лист, дорисовать что-то свое, так что на всем листе бумаги «вырастает картина». После можно убрать карту и заполнить белое пространство под ней. «Как и в других ассоциативных картах, речь не идет о достижении какого-то результата или выигрыше любой ценой...Игрокам требуется дать волю чувствам и раскрепостить фантазию при разговоре о том, что они увидели в картах и что нарисовали. Такой игровой вариант (как почти во всех играх с ассоциативными картами) может стать как просто веселой совместной игрой, так и ступенькой к серьезному разговору».
Карты для саморазвития «Кларо»

Создай свою колоду!

Карточная колода «Кларо» — это профессионально отпечатанные карты, с яркой залакированной рубашкой и пустой передней стороной. Эти карты можно заполнять самостоятельно — рисунками, цитатами, стихами — чем угодно. А затем покрыть специальным фиксатором.

Широкий простор предоставляется духу изобретательства, фантазии и творчеству — как в создании карт, так и в открытии разнообразнейших вариантов игр.

Работала я и с другими картами:
Zebra Cards

Карты для развития креативности.


Используются в личной работе, очень хороши в работе с предпринимателями и командами. Здесь большую роль играют надписи. На каждой карте дано описания какого-то животного и стратегии его действий (и схематичное изображение этой стратегии). На одной стратегической сессии заказчик и организатор этой самой сессии выбрал карту «Опоссум» (стратегия действия — знает, когда притвориться мертвым). Каждый раз, когда уважаемый предприниматель начинал выступать с пламенной речью об эффективности и продуктивности, я в шутку просила его притвориться опоссумом. И он слушал свою команду. А если серьезно, то с помощью этих карт можно придумывать новые продукты (Например, как связать новшество в автомобилестроении и качества хамелеона? Создать машину, которая меняет свой цвет в зависимости от настроения хозяина), искать ответы на свои запросы или задумываться о том, почему та или иная карта выпала именно сейчас. Прекрасные карты, работаю с ними с удовольствием и в индивидуальных сессиях, и в командных, и в тренингах.
«Туфельки и шляпки»

По моему мнению, сугубо женская колода.

Я играла с ней в Израиле и не успела изучить все способы работы. Однако карты любопытные, с ними можно играть как «в открытую» — выбирать туфельки и шляпки по ситуации и обсуждать их, так и «в закрытую» — я, по-моему, вытащила чепчик и изящные ботфорты, и решала, как это отражает мою ситуацию. Получилось весело, как это обычно и бывает с картами.
«Деревья-коучи»

Прелюбопытнейшая колода авторства Любови Мошинской.

В ней на всех картах — изображения разных деревьев. Здесь карты выбираешь сам, а потом рассказываешь, как это дерево отвечает на вопрос ведущего. Например, вопрос: «Какое дерево отражает твои жизненные ценности» — я выбираю большое раскидистое дерево, оно стоит на берегу речки и отражается в ней. И ведущая спрашивает меня: «А как крона этого дерева может описать твои жизненные ценности?» И я всматриваюсь в дерево по-новому, и слова, которые приходят на ум, и правда можно отнести и к моим жизненным ценностям. Непраздные вопросы — и глубокие размышления, которые приводят к любопытнейшим размышлениям.
Очень люблю колоду «Мастер сказок»

Здесь к колоде прилагается книга, где каждой карте прописано значение и расшифровка, а еще архетип и ряд вопросов, которые можно задать себе. Каждая карта — часть сказки, которую можно рассказать ребенку и взрослому. Работа обычно строится на четырех картах, весь алгоритм четко прописан. Однако везде есть место для творчества — и эта колода нам подсказывала названия для авторских программ в хэппенинге «Личный бренд», и я люблю вытащить одну карту и рассмотреть ее поподробнее, а потом почитать про нее — и получить подсказку для дальнейших действий. И свою сказку можно придумывать вместе с детьми, опираясь на несколько вытащенных карт.

У меня есть три колоды, основанныена книгах Эстер и Джерри Хиксов:
«Закон притяжения»
«Деньги и закон притяжения»
«Мечты сбываются. Закон притяжения в действии»

Это как раз больше словесные колоды, на картах — цитаты из книг Хиксов, душевные, красивые, за душу берущие слова. К словам подобраны очень точные иллюстрации, и над ними тоже стоит поразмышлять. Люблю Хиксов, и карты эти тоже люблю. У одной из колод, про мечты, тоже есть большая книга с уточнениями и разъяснениями. Эти колоды хороши для поднятия настроения, для роста вдохновения. И для тех, кто лучше воспринимает слова, чем картинки.
Создание своих колод

Сейчас я собираю колоды сама. У меня есть несколько заветных папок, в которых хранятся картинки разных иллюстраторов и художников, которые находятся буквально сами. С этими картами мы играем в онлайн формате. И здесь у меня есть:

— Паскаль Кампион с радостными, яркими и насыщенными картинками из жизни счастливых людей (картинки про семью, детей, радостные летние дни).

— Владимир Куш (которого называют русским Сальвадором Дали): хотя нереальные ситуации и необычные комбинации Куша очень напоминают сюрреализм, Куш определяет свой стиль как «метафоричный реализм». Он использует метафоры для воплощения необъяснимых идей и понятий, таких, как творчество или любовь.

— Inge Lооk — и ее прекрасные картинки бойких старушек. У них можно спросить все, что угодно. «Как прожить завтрашний день?» «Какой ты будешь через сорок лет?» «Каким изобретением ты порадуешь этот мир?» В эти карты у меня однажды сыграл мужчина, который собирался в путешествие по морю. И досталась ему карта со старушками, сидящими в лодке, с веслами и очаровательным зонтом. Совпадение?

Кстати, «каждый, кто занимается ассоциативными картами, рано или поздно придет к удивительному выводу: многие карты, вытянутые вслепую, поразительным образом попадают в точку и отражают жизненную ситуацию игрока (настолько точно, что думаешь: „Это не может быть случайностью!“) Это привело к тому, что в некоторых кругах метафорическим картам стали приписывать мифическую силу». Однако магической силы в картах нет, не стоит на них накладывать такую ответственность и спрашивать совета. Мудрость содержится в нас самих, мы — лучшие эксперты в своей жизни, а все эти слова и картинки лишь помогают нам пробудить интуицию, увидеть новые повороты, посмотреть с другой позиции. А вытащенная карта становится зримым воплощением потаенного знания о самом себе.

Хотите верьте, хотите нет, но это работает
Как можно играть с картами?

«В игре с ассоциативными картами правило только одно и оно такое: то, что игрок увидит в своих картах при первом на них взгляде, таковым и остается, никакие новые интерпретации и толкования не допускаются».

Очень важно бросить взгляд на карту — и тут же дать ответ, чтобы обогнать рассудок и дать слово интуиции и игровым способностям. Отключить внутреннего цензора и выпускать все, что придет. Взлетим — потом разберемся!

Можно просто вытягивать себе «Карту на день» из любой колоды и задавать ей один вопрос, например: «От чего мне нужно избавиться, чтобы продвигаться вперед?» или «Какой ресурс мне сейчас нужен больше всего?»

Или же воспользоваться одним из многочисленных вариантов:

Сочинять собственные сказки или истории и развивать креативность. Выглядит это так: каждый игрок по очереди вытягивает карту, и, глядя на нее, спонтанно произносит фразу. Следующий продолжает — так складывается история. Каждый участник может выбрать по три карты, и сложнее всего, конечно, будет последнему — ему нужно будет завершить сказку.

В таких играх взрослые веселятся, как дети, потому как колода бросает вызов игрокам, устраивает им проверку на фантазию и выстраивает неожиданные и яркие сюжеты.

Однако кроме веселья такие сказки или истории (если их записать, а после — прочитать) могут многое поведать нам о нас самих.

Вытянуть одну карту и коротко выступить на тему «Мне снился сон», опираясь на картинку, которая выпала. Рассказать, где ты сам обитаешь в этой истории, о чем думаешь в этом сне и как себя чувствуешь. А потом можно представить себя каким-то другим участником этой карты (личностью, животным или предметом) — и представить себя самого с точки зрения этого участника. Как будто этот участник картинки рассказывает что-то о том, кто этот сон видит. Ключевой вопрос: «Какая из моих сторон представлена посредством этой карты?»

Обозначить какой-то запрос (цель, задачу). Выбрать карту и назвать десять ее свойств, которые сразу же бросились в глаза (цвет, структуру, концепцию, характеристики, персонажи). Выписать их списком, а после к каждому пункту прописать — каким же решением он может являться? Подытожить и выбрать самые вдохновляющие варианты.

Я — профессионал (автор — Любовь Мошинская)

Выберите три карты (открыто):
Я в профессии — в начале пути,
Я как профессионал сегодня,
Идеал: Я, каким мне хотелось бы быть в профессии.

Расскажите, почему именно эти карты и что для вас важно на каждом из этапов. Из карт, лежащих рубашками вверх, выберите четвертую карту:
Что поможет достичь идеала?

Шесть карт для творческого планирования жизни.
Исходная ситуация. Кем я являюсь сейчас, в момент, когда ступаю на Путь к своей цели.
Аспект цели или мечты. Что мне нужно учитывать? На чем концентрироваться?
Препятствия на пути к цели.
Ресурсы для преодоления препятствий.
Готов ли я начать?
Реальный шаг.

Еще 17 способов работы с метафорическими картами

1. Знакомство (упражнения-ледоколы в тренингах)
Каждый вытягивает карту и говорит о своем настроении через карту — в чем настроение похоже на то, что изображено на карте, в чем нет.

2. Групповое генерирование идей
Один человек озвучивает задачу. Остальные по очереди тянут карту и придумывают идеи, как решить задачу путем интерпретирования той карты, которая у них на руках. После того, как каждый озвучит свою идею, а может быть даже не одну, следующий участник задает проблему.

3. Проекционная техника
Можно делать одному или с кем-то. Выбрать из колоды карту, на которой изображен образ, на который, как вам кажется, вы похоже больше всего. Выбрать — это значит просмотреть карты и найти наиболее похожую на себя. Далее необходимо описать этого персонажа или этот образ. Кто он, что он делает, что с ним делают, о чем он думает, чего он хочет, что у него хорошо получается и не очень хорошо получается, в чем ему нужна помощь и т.д. Все, что вы говорите от лица персонажа, — это ваша проекция, все это есть в вас самих. Если хотите более глубоких открытий, замените «он» или «она» на «я». И попробуйте проговорить все то же самое, но от своего имени. Возможно, какие-то мысли будут вам близки, а некоторые захочется откинуть. Задумайтесь над каждой сказанной фразой.

4. Подарки ко дню рождения
Не знаете, что подарить? Открывайте карты по одной и ловите поток идей. Используйте колоду карт как сундук с подарками. Персонажи, цвета, места, которые изображены на картинках, становятся спусковыми крючками, благодаря которым быстро возникают идеи.

5. Вопросы про отношения
Выберите отношения, в которых вы хотели бы разобраться (с партнером, супругом, другом, ребенком, родителем, коллегой, начальником, и т.д.). ытащите вслепую пять карт:
1. Что не работает в отношениях?
2. Что я приношу в отношения?
3. Что вторая сторона приносит в отношения?
4. Что работает в отношениях?
5. Что должно произойти, чтоб улучшить взаимоотношения?

6. Как я тебя вижу — обратная связь
Похоже на способ № 3, только необходимо выбрать карту, которая больше всего, по вашему мнению, напоминает вам партнера (друга/подругу, мужа, брата, коллегу и т.д.). И рассказываете, почему вы выбрали именно эту карту. Чем персонаж похож на вашего партнера? Какие внешние и внутренние характеристики у них схожи? и т.д. Какая частичка вашего партнера отражена на картинке?
Способ может быть использован как развлечение, или как способ знакомства, или как способ дать и получить обратную связь, если в прямом общении это сделать сложно.

7. Кинофильм
Карта — это застывший кадр киноленты. Что изображено сейчас (как это связано с твоей жизнью)? Что было «до»? Что будет «после»? Можно поговорить поочередно от первого лица за всех, кто изображен. В самом конце рассказ от имени режиссера (режиссер тот, кто работает с картой): какова на самом деле задумка? Это позволит выбрать подходящий для человека сюжет из всех, что были озвучены ранее.

8. Анализ / самоанализ
В конце тренинга, оперативки, разговора вытягиваешь карту и отвечаешь на вопрос: «Что было самого важного в этом?» Вытягиваешь следующую карту: «Какие будут первые шаги после этого?» Кратко и полезно!

9. Фотокадр
Каждый вытягивает карту и встает в позу, которая изображена. Делается групповой или индивидуальный снимок. Весело и оригинально!

10. Препятствия и ресурсы
Одна карта — что помогает в решении задачи, вторая — что мешает, третья — новое направление в решении проблемы.

11. Развитие позитивного мышления
Игра состоит из двух этапов. Сначала карты-картинки из любой колоды быстро делятся на две стопки: «позитивные» и «негативные». Делается это без долгих обдумываний. Затем берутся все карты из «негативной стопки» и одна за другой интерпретируются как «позитивные». После описания негативных характеристик карт можно закончить рассказ позитивным заключением.

12. Знакомство с привычным
Участнику группы (клиенту, игроку) предлагается сосредоточиться на проблеме или неприятной ситуации в своей жизни. Затем клиент вытягивает восемь карт из колоды и раскладывает их по следующей схеме:
Взгляд на происходящее с орбиты космического спутника.
Взгляд на происходящее с высоты птичьего полета.
Взгляд на происходящее с вершины рядом стоящего дерева.
Взгляд на происходящее с собственной ладони.
Взгляд на происходящее из глубокого подземелья.
Взгляд на происходящее глазами любопытного волшебника.
Взгляд на происходящее глазами соседского кота.
Взгляд на происходящее глазами психиатра.
Биография.

13. Диалог с самим собой
Просмотрите две смешанные колоды карт и спонтанно, руководствуясь чувствами, выберите пять карт, с помощью которых вы можете представить себя ребенком, подростком, девушкой (юношей), взрослым, пожилым человеком. Организуйте их беседу друг с другом.

14. Смена точки восприятия (автор — Мориц Эгетмейер)
Игроки получают или вытягивают вслепую по две карты, смотрят на них. Каждый участник открывает и выбирает одну карту, которая символизирует проблему, и одну — решение этой проблемы. По мере готовности каждого следует краткое объяснение-рассказ группе о проблеме и ее решении.

Далее ведущий предлагает поменять карты местами: проблема становится картой-решением, а карта-решение становится картой-проблемой. Снова рассказ.

Если работа индивидуальна, можно использовать третью карту (из любой другой колоды) как переход между одним состоянием и другим.

15. Моя история (в том числе для диагностики изменений)
В начале работы (тренинга, консультирования) вытянуть вслепую пять карт, расположить их в удобном для себя порядке. Кратко рассказать, о чем эти карты, как они соотносятся с жизненной историей.

По окончании работы (консультирования, курса, тренинга) взять эти же пять карт и расположить их в соответствии с теперешним состоянием и взглядом на ситуацию. Рассказать историю по-новому.

При проработке тяжелого, травмирующего события можно, рассказав о событии, тут же не меньше трех раз проделать это упражнение. Снижается негативный заряд ситуации и снимается зацикленность.

16. Вчера, сегодня, завтра
Каждый игрок тянет вслепую три карты и переворачивает, только когда придет очередь говорить, чтобы ассоциации были спонтанными. Открыть карты и решить, какая подходит ко «вчера», какая соответствует «сегодня», какая — «завтра». Описать историю. Отдельные моменты описания должны быть связаны и указывать направление из прошлого в будущее.

17. Рисунок
Вслепую вытянуть карту, расположить на листе так, чтобы было комфортно, и дорисовать картину так, как кажется правильным, так, чтобы карта стала ее частью. Либо можно вытянуть карту открыто, соответственно состоянию, и нарисовать картину-состояние, чтобы позволить эмоциям выразиться, быть легализованными.
Использование карт в повседневной жизни

Вот как работает с картами писатель Стюарт Вейр:

Писательство

Карты «Сага» и «Мифы» часто помогают мне придать творчеству новый импульс. Отвлекаясь на минутку от работы, я вытаскиваю карту, и картинка, изображенная на ней, дает новое, неожиданное направление моим мыслям. Даже карта, которую я уже не раз вытягивал до этого, приобретает для меня новое значение. Состояние, в котором я нахожусь, обуславливает смыслы, которые я нахожу в картах, и отражается в нюансах возникающей истории.

Развитие духа

Мир образов питает мой дух и позволяет мне ступить на новую территорию и пересечь необжитую местность. Даже если история, возникшая благодаря карте, не имеет определенного отношения к моей сиюминутной работе, все равно в процессе работы с картами меняется мое видение проблемы, и я постепенно выбираюсь из трясины творческого кризиса.

Точно так же, как я применяю карты для творчества, я использую их для решения каких-то житейских проблем; и здесь тоже история, возникшая благодаря картам, обычно не имеет отношения к реальной проблеме.

По мере пробуждения творческого потенциала расширяются и мои возможности видения, а в поле зрения попадают новые возможности решений. Возникающие решения являются побочными продуктами придуманной истории. Выявление скрытых резервов творчества означает открытие новых возможностей выбора, а вместе с этим — принятие во внимание новых решений.

Метафорические карты — удивительный инструмент. Мощный, ресурсный, вдохновляющий и открывающий новые грани. Попробуйте карты в работе! И вы увидите, что решения могут даваться легко, а задачи решатся — играючи.

Дайте волю интуиции и подсознательной мудрости!

А если у вас есть вопросы — пишите, обсудим!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

pin